Домой / ProPiano / Восстановленное пианино

Восстановленное пианино

Таблица выбора пианино
Восстановленное и модернизированное пианино

Восстановленное (слева) и модернизированное (справа) пианино

Восстановленное пианино и чем оно отличается от модернизированного отреставрированного или отремонтированного.

Реставрация от латинского «restavratio» собственно и означает восстановление, однако в работе с фортепиано используются оба термина и каждый из них имеет свое значение.

«Реставрация», это восстановление старинных инструментов с сохранением деталей и технологий работы старых мастерских.

«Восстановление» — чаще всего используется для описания работы со сравнительно молодыми, современными инструментами.

Что значит восстановленное пианино?

Для того, чтобы об этом рассказать, придется вначале немного отступить от темы.

Жизнь одного пианино

Подержанное пианино

Представьте пианино, на протяжении 20 (или более) лет использовавшееся от случая к случаю.
Много лет назад ребенок отучился на нем в музыкальной школе, после оно долго стояло и иногда даже настраивалось перед праздниками, на которых хозяева и гости показывали свой (высокий или не очень) профессионализм музыканта. Теперь же играть на нем никто не хочет и оно занимает место.

Ситуация вполне будничная. Именно такие инструменты, в большинстве своем, представлены на различных досках объявлений в интернете. И именно они называются пианино б.у.

Поскольку играли на них немного, можно предположить, что их износ минимален и они вполне еще могут послужить новому хозяину. Это верно, но не совсем.

Действительно, многие из них еще можно настроить, некоторые даже звучат весьма неплохо, однако износ инструмента зависит не только от того сколько на нем играли. Немалую роль в этом процессе играет время, нагрузки и, как ни странно, насекомые.

В пианино имеется только одна (чугунная) деталь, которая действительно не изменяется на всем протяжении службы инструмента. Это известная многим чугунная рама. Именно из-за нее данный инструмент и приобрел славу тяжелого и такого неудобного в транспортировке. Все остальные детали, за небольшим исключением, сделаны из дерева, сукна, фильца (его с небольшой натяжкой тоже можно отнести к сукну), и сочетаний всех этих материалов.

Тихие разрушители пианино время, насекомые, нагрузки.

Разрушители пианиноЧто касается времени, тут все понятно, бороться с ним невозможно, сукно ветшает (просто представьте себе двадцатилетнее пальто), дерево деформируется и трескается. О том, как это влияет на инструмент, расскажет статья «Недостатки и достоинства пианино б.у.».

А вот насекомые, конкретнее, одна из разновидностей бабочек, и всем известная моль, это вредитель, с которым можно и нужно бороться. Фортепианное сукно и фильц — для моли, просто праздник. Пианино, долгое время подвергавшееся атакам моли, с большой долей вероятности, можно выбрасывать. Сделать его можно, но стоимость работ по его восстановлению будет больше, чем стоимость самого инструмента. О том, к чему приводят повреждения от этого вредителя, тоже можно прочитать в статье «Недостатки и достоинства пианино б.у.».

В принципе деформации пианино и изменения вследствие нагрузок тоже можно отнести ко времени, однако износу временем подвержены все детали инструмента, а износу временем под нагрузками только некоторые из них. Натяжение всех струн в совокупности составляет около 16 тонн (на пианино). И хотя значительную часть из этих нагрузок берет уже упомянутая рама, немалая их часть достается и деревянным деталям инструмента.

20 лет спустя, или как выглядит пианино б.у.

За небольшим исключением (к сожалению инструмент, за которым правильно ухаживали, действительно большая редкость) пианино б у выглядит следующим образом.

Сбитые молоточки.

Износ молотка пианиноИх износ может быть разным, но совсем без износа молотков 20-летних пианино не бывает.

Слабое держание строя.

Колки пианиноЭто субъективный критерий. Он значит, что настроить инструмент можно, но в большинстве случаев, только после укрепления строя (осадки вирбилей/колков). Строй такой инструмент держать будет, но ресурс его ограничен 4-6 лет, и то, если следить за его состоянием, поддерживать влажность, регулярно (ежегодно) настраивать.

Стоит обратить внимание на отмеченные колки. Они уже запрессованы по самые кольца натянутой струны. У этих колков ресурс исчерпан полностью и для дальнейшей работы они должны быть заменены на большие по диаметру.

Разбитый или деформированный штег.

Разрушенный штегВ принципе деталь рабочая, но тоже влияет на срок службы. Целый штег прослужит долго, можно предположить, что штег с мелкими трещинками тоже будет держать нагрузку (дефект то незначительный), однако бывают и сюрпризы.

Нередко встречаются инструменты, которые настраивались только один раз, когда были куплены. Строй за много лет снизился (нагрузка сильно уменьшилась). Настроить его можно без проблем, но увеличившаяся нагрузка может сильно повлиять именно на штег, если это слабое место пианино и в течение года — двух он может разрушиться.

Подробнее о дефектах штега…

Сукно. В лучшем случае сбитое, в худшем уничтоженное насекомыми.

Сложно переоценить важность сохранности сукна в фортепиано. Практически вся регулировка пианино и часть работы механизма зависят именно от этого.

Узел молоточка пианино Шарниры, на которых двигается молоток, сделаны с применением сукна. Сам штифт, это металл, а роль подшипника выполняет специальное «капсюльное сукно». Если оно нарушено, молоточек начинает качаться в разные стороны, и вместо удара по струне своей ноты может ударить и по соседним.

Регулировка клавиатуры (друк шаибы) Регулировка высоты клавиатуры и глубины нажатия клавиши тоже делается с применением специального (для каждого параметра) сукна. Уничтоженное молью, или даже просто уплотненное, оно может привести к различным дефектам самой механики. Звук может дребелировать, клавиша может стать легкой или тяжелой. Перечислять все дефекты от износа сукна под клавишами можно долго. Параметров ее регулировки немало, и на каждый из них этот износ может повлиять.

Восстановление молоточков пианино (до и после) Молоточный фильц, это специальный, очень прочный и упругий, но сделанный на основе шерсти материал, который та самая моль уничтожает наиболее жестоко. Фильц каждого молотка должен иметь определенную форму и свойства. Только в этом случае гарантируется правильное звучание ноты. Моль, неправильная регулировка (которая приводит к неравномерному износу), нарушают как саму форму, так и структуру молоточка. В результате каждая нота инструмента может иметь и разную громкость при одинаковом нажатии и разный тембр при одинаковой громкости.

На фото восстановленные молоточки слева и изношенные справа




Что же такое восстановление пианино?

Восстановленное и модернизированное пианино

Все выше сказанное может отбить желание покупать пианино б. у. Однако страшного в этом ничего нет. Такие инструменты можно модернизировать или восстановить. Процесс восстановления заключается в следующем:

Квалифицированный специалист осматривает инструмент и оценивает его на предмет срока службы отдельных деталей.

Инструмент разбирается.

Затем те детали, что отслужили свой срок или ресурс их мал, удаляются и заменяются на новые. Этот этап самый затратный и от того, какое количество деталей было заменено, зависит в конечном счете, цена на готовое восстановленное пианино.

В России уже не выпускаются фортепиано, соответственно не производятся и детали к ним. Так что изношенные материалы и детали меняются на европейские или сделанные в Китае.

Следующим этапом идет сборка фортепиано.

Затем полная регулировка.

И (по желанию клиента) работа с внешним видом. Здесь не имеется ввиду полноценное обновление лакового покрытия или восстановления отделки деревянным шпоном. Имеется ввиду удаление многочисленных мелких царапин, полировка и скрытие видимых следов сколов и др.

Такое восстановленное пианино становится полноценным инструментом. Его технические характеристики соответствуют тем, что были, когда он сошел с конвейера.

Единственное отличие, внешний вид. Скрыть видимые, бросающиеся в глаза, недостатки можно, но при тщательном осмотре это пианино будет выглядеть как подержанное, но хорошо и бережно сохраненное хозяевами.

Виды ремонтных работ (кратко)

Реставрация Реставрация не допускает изменений в технологии покраски, замены материалов, если только они не точно соответствуют оригиналам. Иными словами реставрация пианино, это приведение инструмента в полное соответствие с тем, каким он был создан мастером или фабрикой много лет назад. Одно из главных требований — максимальное сохранение оригинальных деталей и отделки.
Модернизация При модернизации не только допустима, но и желательна замена устаревших деталей, на современные. Для нее характерны замена как деталей и материалов, так и способов отделки. Модернизация позволяет реализовать любые (доступные на сегодня) идеи в дизайне, и улучшить характеристики самого фортепиано. В модернизируемом пианино или рояли меняются все детали, которые могут улучшить как характеристики инструмента, так и внешний вид.
Восстановление Восстановление подразумевает оценку инструмента на предмет его ресурса и замену деталей с малым ресурсом на аналогичные или улучшенные. В отличие от модернизации, при восстановлении меняются не все детали, а только те — ресурс которых мал. Работа с внешним видом минимальна.
Ремонт При ремонте пианино или рояля, как правило исправляется только причина неправильной работы. И регулируется, настраивается только то, что непосредственно касалось ремонта. Это отдельная операция или сочетание минимального количества работ необходимых для того, чтобы инструмент заиграл.
Обслуживание В обслуживание входят все работы позволяющие поддерживать инструмент в хорошем состоянии. Настройка, плановая регулировка, мелкий ремонт.

Фортепианные мастерские занимающиеся восстановлением пианино и роялей

Татарстан, г. Казань Фортепианная мастерская «ProPiano»

Таблица выбора пианино

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*