- Чем классическое пианино отличается от синтезатора?
- И почему синтезатор не подходит для обучения в качестве фортепиано?
- Что необходимо для начала занятий на фортепиано?
- С чего начинается обучение игре на фортепиано?
- Что необходимо для занятий на фортепиано?
- Чем отличается синтезатор от пианино?
- Чего еще нет у синтезатора?
- Отсутствует возможность играть «Форте» и «Пиано»
- Нет педалей фортепиано
- Плохая ремонтопригодность.
- Для чего нужен синтезатор?
- Заключение
- Ну и немного хорошего настроения
Есть три вида инструментов имеющие как сходства, так и различия.
Синтезаторы
Электронные пианино и рояли
Классические пианино и рояли (фортепиано)
Соответственно есть и несколько вопросов о том, в чем они схожи и чем отличаются.
- Чем синтезатор отличается от электронного пианино?
- Чем электронное (цифровое) пианино отличается от акустического (классического)?
- И чем классическое пианино отличается от синтезатора?
Ответ на первый и второй вопросы, это темы других статей. В этом материале я попробую ответить на третий вопрос из этого списка.
Чем классическое пианино отличается от синтезатора?
И почему синтезатор не подходит для обучения в качестве фортепиано?
Вообще задавая вопрос об отличиях, большинство людей в итоге ищут ответы на совершенно иные вопросы. И связаны эти вопросы с определенной задачей. Обучением игре на фортепиано.
Подходит ли для занятий синтезатор? В чем разница для ученика между пианино и синтезатором? Почему многие говорят, что учиться играть на синтезаторе нельзя?
То есть, спрашивая, в чем разница между синтезатором и пианино, очень часто человек хочет знать — почему он не может купить синтезатор и учиться музыке? Что этому мешает?
На самом деле для занятий музыкой наличие синтезатора огромное преимущество. В работе с инструментовкой, аранжировкой, композицией ему нет равных.
Но вот для обучения игре на фортепиано синтезатор действительно не подходит. Причина проста.
Синтезатор не является фортепиано.
Что необходимо для начала занятий на фортепиано?
С чего начинается обучение игре на фортепиано?
Посадка. Положение рук. Правильное нажатие. Тренировка и запоминание.
Что необходимо для занятий на фортепиано?
- Неизменная стандартная высота клавиатуры, устойчивое положение инструмента.
- Размеры и количество клавиш соответствующее фортепианному стандарту.
- Механизм фортепиано (техника игры на фортепиано, это, прежде всего, техника управления его механизмом).
Одни и те же стандарты для всех фортепиано позволяют, занимаясь на одном инструменте, играть на любых других фортепиано.
У синтезатора нет ничего того,
чем должно обладать фортепиано.
Это и не удивительно. Ведь даже специфика игры на клавишном синтезаторе заключается в совершенно иных, по сравнению с классическим фортепиано, характеристиках. Навыки игры на синтезаторе тоже абсолютно другие.
Игра на клавишном синтезаторе осуществляется в положении стоя, при этом руки, корпус исполнителя располагаются под иным углом, чем у других музыкантов, играющих на клавишных инструментах; существует несколько подходов к организации исполнительского аппарата (положению корпуса и рук) и все они «непианистические».
Подробнее о нюансах обучения игре на синтезаторе читайте в статье — Клавишный синтезатор: проблемы методики преподавания.
Чем отличается синтезатор от пианино?
Синтезатор это сравнительно легкий инструмент, устанавливающийся на любую удобную поверхность. Это хорошо для мобильности, но плохо для выработки привычки правильной посадки для игры на классическом фортепиано.
Синтезатор, в отличие от акустического пианино имеет совершенно другую клавиатуру. Отличаются и размеры самих клавиш, и их количество. Соответственно на синтезаторе невозможно выработать правильную постановку рук. Играть потом на стандартной клавиатуре, не контролируя ее визуально, будет невозможно.
Ощущения пианиста при нажатии на клавишу синтезатора будут совершенно другими по сравнению с ощущениями при нажатии на клавишу классического инструмента.
Клавиатура синтезатора очень легкая и не требует усилий для нажатия. Клавиши классического фортепиано очень упругие. Занимаясь на синтезаторе тяжело потом играть на обычном инструменте, поскольку отсутствует силовая тренировка пальцев.
Помимо легкости клавиш, нет ощущения работы механики. А ощущения нажатия, удар молоточка по струне и его отскок, это обратная связь между механизмом и пианистом. Управляя механизмом с помощью клавиш, и ощущая, как инструмент реагирует на различные действия, музыкант учится работать со звуком.
Чего еще нет у синтезатора?
Многие синтезаторы лишены и других элементарных вещей, которые присутствуют даже на самом простом и дешевом классическом фортепиано.
Отсутствует возможность играть «Форте» и «Пиано»
В класс «Фортепиано» пианино и рояли входят именно потому, что позволяют в процессе игры изменять громкость, нажимая на клавишу с разным усилием. На многих синтезаторах этой возможности нет, либо она сильно ограничена.
Нет педалей фортепиано
Даже если в функциях синтезатора действие педалей выведено в отдельные кнопки и рычаги, для обучения игре на классическом фортепиано эти кнопки бесполезны.
Плохая ремонтопригодность.
Синтезатор – вещь одноразовая. Совершенствование компьютерных технологий изменение принципов работы делают его регулировку и ремонт бессмысленными. Поэтому с люфтами клавиш, стуками и другими неприятностями, возникающими в процессе эксплуатации, приходится мириться до тех пор пока синтезатор не сломается окончательно.
Сломавшийся синтезатор меняется на другой, у которого вполне могут быть и другие функции и другое устройство. Могут отличаться и количество клавиш и необходимое для игры усилие и множество других параметров.
Механизм пианино не изменялся более ста лет, регулировкой его можно поддерживать в абсолютно исправном состоянии несколько лет, регулировкой и мелким ремонтом — десятилетия, а учитывая возможность капитального ремонта, жизнь фортепиано может измеряться столетиями.
Если за инструментом следить и регулярно приглашать квалифицированного мастера, параметры механизма на протяжении всех этих лет будут находиться в неизменном состоянии.
Для чего нужен синтезатор?
Синтезатор не подходит в качестве инструмента для занятий по фортепиано. Он создан для совершенно других целей и задач. И со своими задачами он справляется отлично.
Помимо собственно нажатых клавиш синтезатор воспроизводит сэмплы – блоки или фрагменты звучания одного или нескольких тембров, в том числе и шумовых. Нажатие одной клавиши, по сути – кнопки, может привести к многоголосному и многотембровому звучанию.
Манипулирование этими сэмплами, и есть главная задача синтезатора.
Разумеется, такая работа требует и знаний и мастерства. Но с воспроизведением фортепианной музыки или игрой на пианино она почти никак не связана.
Заключение
Похожесть синтезатора и пианино ограничивается только наличием черных и белых клавиш и их одинаковым расположением.
Для обучения игре на фортепиано синтезатор бесполезен, поскольку в нем отсутствуют практически все необходимые для этого особенности классического инструмента.
Учась играть на синтезаторе, можно научиться играть на синтезаторе. О правильной технике игры на фортепиано, управлении звуком, способности без усилий играть практически на любом пианино или рояле придется забыть.
Ну и немного хорошего настроения
Даже просто поигрывая на фортепиано для удовольствия, со временем можно получить признание, добиться популярности и выступать с оркестром. Нет причин не верить в себя даже если ты кот).