Почему пианино расстраивается?

Почему расстраивается пианино Вопросы и ответы

Почему расстраивается пианино

— У меня раньше было старинное, немецкое пианино. Мы детьми на нем, чуть ли не прыгали. Так вот оно не расстраивалось так как это.

Подобные комментарии, я слышал не один раз, что собственно и стало причиной написания данной статьи.

Вывод который делают из этого факта владельцы фортепиано один из двух.

  1. Либо это настройщик, раньше, у них хороший был, а теперь плохой.
  2. Либо инструменты сейчас делают хуже, чем делали раньше.

Конечно, нельзя говорить о том, что выводы эти неправильны, и все же, эти причины выхода из строя пианино или рояля стоят на самом последнем месте. Главными же и самыми вероятными являются следующие:

Причина первая — сезонные изменения влажности.

[box type=»info» align=»aligncenter» ]Относительная влажность в помещении, штука незаметная, а все что незаметно большинство людей, как правило не принимает в расчет.[/box]

Однако эта самая «относительная влажность», вернее регулярные ее изменения и является главной причиной нарушения строя фортепиано.

Причина в следующем:

Дека пианино, основная звуконесущая часть инструмента, сделана из дерева, а одно из свойств дерева, это гигроскопичность (возможность принимать и отдавать влагу).

Если упростить, то дека, это большой деревянный щит на который, через еще одну деревянную деталь «штег», передаются колебания струны.

Выглядит это примерно следующим образом:

Пианино в разрезе

1. Колок (вирбель) 2. Струна 3. Штег 4. Куполообразная дека

Дека имеет, так называемый, «купол». То есть, при изготовлении инструмента она принудительно изгибается. Такая конструкция деки необходима для того, чтобы натянутые струны пианино, не продавливали бы деку вниз.

Соответственно при повышении влажности в помещении, дека набирает влагу и купол немного увеличивается. В свою очередь увеличивается и нагрузка на струну, тем самым повышая ее тон. При понижении влажности происходит обратный процесс.

Причина вторая — среда в которой находится инструмент

Быстрее или медленнее расстраивается инструмент, зависит и от региона в котором он находится.

В регионах с сухим или влажным климатом влияние на стабильность строя разное. Впрочем если влажность более или менее стабильна, и правила хранения и использования соблюдаются, то инструменты можно поддерживать в порядке значительное время.

Хуже дело обстоит в регионах, где амплитуда изменений максимальная. За сезонные колебания (понижение — повышение) строя отвечает «дека». А вот за стабильность держания тонов отдельных струн отвечает уже вирбельбанк. Он тоже сделан из дерева, и тоже, хоть и в меньшей степени, способен принимать и отдавать влагу.

Принимая или отдавая влагу, деревянный вирбельбанк, соответственно расширяется или сжимается. Металлические колки (вирбели) остаются неизменными, а потому происходит следующее:

[one_half]

Вирбельбанк при высокой влажности
При высокой влажности вирбельбанк разбухает, а в месте крепления колков дерево деформируется еще сильнее обхватывая колок.

[/one_half]

[one_half_last]

Вирбельбанк при низкой влажности
При низкой влажности дерево высыхает, но деформированная часть уже не принимает своей исходной формы и отверстие становится шире.

[/one_half_last]

На самом деле все эти изменения, происходящие в вирбельбанке, даже измерить сложно, это доли милиметров, а ресурс держания строя у нового пианино десятки лет.

Однако год, за годом эти изменения приводят к тому, что колок перестает справлятся с нагрузкой и либо быстрее спускает, расстраивая струну, либо вообще перестает держать строй инструмента.

[box type=»warning» align=»aligncenter» ]По этой причине, чем больше амплитуда изменения влажности, чем чаще происходят эти изменения, тем сильнее и быстрее происходит деформация отверстия в которое запрессован колок, и соответственно, тем меньше срок службы фортепиано. [/box]

[box type=»info» align=»aligncenter» ]По этой же причине, «пожилые» инструменты, плохо держащие строй зимой (в период отопления), вполне сносно настраиваются в периоды высокой влажности.[/box]

Так, что переехав в другой город, с иным климатом, нужно быть готовым к тому, что и фортепиано там может вести себя иначе.

Причина третья — усиленное использование фортепиано

Тогда и сейчас. Ребенок и взрослый. Ученик и пианист.

Девочка и пианиноНа самом деле расстроить фортепиано (если оно исправно) игрой на нем может только профессиональный музыкант.

Исключением являются инструменты в музыкальных школах, но там уже играет роль время. Фортепиано в муз. школах, да и в любых других музыкальных учереждениях работают по 8-12 часов, а иной раз и больше.

В случае если на домашнем инструменте занимается ребенок, а взрослые играют редко, использование инструмента не является основной причиной того, что он расстраивается быстрее. Поэтому может сложится впечатление, что то фортепиано, на котором человек учился, было лучше. Ведь оно дольше держало строй.

Особенно это актуально если тогда он был учеником музыкальной школы, а сегодня стал профессиональным музыкантом.

Однако любая степень работы на инструменте + время приводят и к потере правильного звучания и к износу механизма.

Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.

Вид технического обслуживания и ремонта

Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки)

1 час в сутки

1-3 часа в сутки

4-6 часов в сутки

7-10 часов в сутки

11-15 часов в сутки

Настройка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Регулировка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Чистка 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год
Текущий ремонт 1 раз в 2-3 года 1-2 раза в год 2-3 раза в год 4-6 раз в год 7-10 раз в год
Средний ремонт 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 6-10 лет 1 раз в 4-6 лет 1 раз в 2-3 года 1 раз в 1-2 года
Капитальный ремонт 1 раз в 20-25 лет 1 раз в 15-20 лет 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 8-10 лет 1 раз в 6-8 лет

Причина четвертая — износ пианино или рояля

Время разрушает любую вещь, будь то автомобиль, дом или… фортепиано. И конечно, вряд ли стоит ждать красивых гармоничных звуков от пианино которому больше 100 лет.

Но есть несколько нюансов, которые выгодно отличает пианино и рояли от многих других вещей.

Первый, это удивительная ремонтопригодность. Если пианино хранилось в отапливаемом помещении, его не заливали водой, не бросали с лестниц), вобщем если оно просто состарилось дома и перестало радовать Вас и ваших близких его можно отремонтировать, отреставрировать, при желании даже модернизировать.

Что же касается плохого держания строя, то можно заменить колки на ремонтные.

[box type=»info» align=»aligncenter» ]Не стоит пугаться этого слова, ремонтные колки, точно такие же как и стандартные, только диаметр их немного больше.[/box]

Увеличенный размер, компенсирует расширение отверстий вирбельбанка и пианино снова будет прекрасно держать строй.

Второй нюанс, это конструкция фортепиано. За последние 100 лет она практически не изменилась, а это значит, что можно отреставрировать свой старый рояль или пианино и получить в результате инструмент, соответствующий всем современным требованиям профессионального музыканта.

Заключение.

Пианино начинает расстраиваться сразу, после настройки, как говорится, настройка это продукт «скоропортящийся», но изменения в строе настолько незначительны, что практически не заметны.

Волшебного пианино, которое не расстраивается годами, к сожалению, нет. Единственное, о чем можно говорить уверенно, так это о степени влияния причин и сочетании этих причин.

В одном месте инструменту комфортно, он минимально реагирует на изменения, а соответственно и расстраивание происходит равномернее и менее заметно. В другом, условия его хранения и использования настолько агресивны, что он расстраивается «на глазах».

[box type=»shadow» ]Качество новых пианино, как впрочем и любых других новых вещей, конечно нельзя не учитывать. Степень профессионализма фортепианного мастера тоже может быть различной, но влияние этих факторов вторично, на первом месте находятся именно условия хранения инструмента.[/box]

С уважением, фортепианный мастер, Мазалов Сергей.

Оцените статью
RosPiano
Добавить комментарий