- Что проверит настройщик и почему это не сможет проверить человек без опыта.
- Ресурс держания строя (износ вирбельбанка)
- Состояние механики. Два плохих и один хороший вариант
- Вариант первый
- Вариант второй
- Третий вариант
- Состояние струн
- Скрытые неисправности
- Лучший способ гарантировать удачную покупку пианино
- Нужен ли настройщик при выборе пианино (видео)
- P.s.
Сколько бы настройщики не говорили своим клиентам, что покупать пианино бу необходимо именно со специалистом, все равно остаются люди, выбирающие и покупающие пианино самостоятельно и вызывающие настройщика уже после покупки.
И кому то действительно удается купить недорогое пианино, подходящее для своих целей.
Отсюда и возникает вопрос. Нужен ли настройщик для выбора или можно обойтись без его помощи. Ведь подобные услуги тоже стоят денег.
[box type=»info» ]Факт остается фактом. Настройщик при выборе нужен и все случаи, когда пианино куплено без опытного человека, или хотя бы без дополнительной информации, но находится в более или менее удовлетворительном состоянии не более чем везение.[/box]
И этого везенья необходимо все больше, поскольку исправных или просто рабочих акустических пианино с каждым годом становится меньше.
Однако сэкономить на подобного рода услугах специалиста действительно можно.
Небольшого количества информации уже достаточно, чтобы самостоятельно оценить состояние если не всего бу фортепиано, то многих его деталей.
Получив эту информацию пианино можно выбрать и самому, а уже на осмотр понравившегося вызвать настройщика.
То есть, выбирая из 10 – 20 инструментов не обязательно вызывать настройщика на осмотр каждого пианино. Соответственно и оплачивать его услуги придется за осмотр одного или двух инструментов.
Задача мастера в этом случае заключается в проверке деталей и механизмов, которых неопытному человеку проверить сложно или невозможно.
Информацию о том, как выбрать пианино самостоятельно представлена в в статьях «На что обратить внимание» и «Оценка технического состояния — продолжение». Там же Вы можно найти и примеры неисправностей, которые может без труда обнаружить любой человек.
В данном материале я предполагал собрать все остальные нюансы работ, с которыми часто сталкиваются настройщики, осматривая подержанное пианино и делая вывод какое пианино лучше.
Однако статья получилась довольно объемной, и ее пришлось разделить. Так что в этом посте я расскажу об оценке ресурса и выявлении неисправностей, с которыми справится только опытный мастер, а так же расскажу почему человек со стороны не сможет этого сделать.
А в следующем о неисправностях, поиск которых может вызвать затруднения, но все же возможен при самостоятельном осмотре без настройщика.
Итак:
Что проверит настройщик и почему это не сможет проверить человек без опыта.
Ресурс держания строя (износ вирбельбанка)
В каждом пианино установлено более 200 колков (вирбелей). Каждый год настройщик обслуживает десятки или даже сотни инструментов, приобретая специфический опыт.
Благодаря этому опыту, по усилию, которое необходимо для поворота колка ключом, настройщик сможет сказать крепко или слабо колок держит натяжение струны и как этот колок поведет себя в будущем.
А проверив всего несколько колков и оценив степень расстроенности, он сможет сказать, каков ресурс вирбельбанка инструмента.
Изнашиваются не колки, изнашивается и ломается именно вирбельбанк, деталь пианино в которую колки запрессованы.
Если же инструмент перед продажей настроен, для оценки ресурса держания строя настройщик необходим обязательно.
Оценить ресурс держания строя в этом случае можно только одним способом. Слегка расстроив и снова настроив несколько нот. Другими словами, поработав с колками.
Даже музыкант имеющий ключ и время от времени настраивающий свой инструмент не сможет достоверно определить ресурс вирбельбанка и стабильность держания строя. Для получения опыта необходимо работать с разными пианино и сравнивать их.
Состояние механики. Два плохих и один хороший вариант
Вариант первый
Самый худший вариант развития событий для механики пианино тот, при котором владелец играет на инструменте с неисправной механикой.
Не смотря на то, что практически весь механизм сделан из дерева, он очень надежен и способен работать десятилетиями, но только в том случае, когда абсолютно исправен.
Когда каждый рычаг любой клавиши крепко сидит на своей оси, а молоточек бьет в точно определенное место.
Регулярная регулировка механизма (хотя бы частичная) необходима так же, как и регулярная настройка.
Не редко о необходимости регулировки механики забывают, а нарушение ее параметров приводит к тому, что механизм начинает испытывать нагрузки там, где их быть не должно.
Как результат механизм либо ломается, либо очень быстро изнашивается, даже при небольших нагрузках.
Оценивая ресурс механики необходимо не только выяснить степень износа, но и определить его причину.
Если механизм действительно пережил такую эксплуатацию, но в данный момент работает, он скорей всего и дальше будет более или менее работоспособен, но может доставлять неприятности при дальнейшей эксплуатации.
Неприятными моментами таких механик не редко бывают сильно различающиеся по тембру звуки отдельных клавиш, западания, и частый мелкий ремонт отдельных частей механизма.
Механику можно восстановить практически полностью, но это дополнительные затраты и весьма не малые по сравнению со стоимостью советского пианино, тем более недорогого и подержанного.
Вариант второй
Второй, негативный, вариант развития событий для механики – уничтожение ее молью.
Всё сукно и фильц используемые при изготовлении пианино сделаны либо с использованием, либо полностью из натуральных материалов.
И если порча или уничтожение молью регулировочных шайб или польстеров ведет только к нарушению регулировки.
То уничтожение сукна в шарнирах молоточка (где оно используется в качестве подшипника) или самих молоточков — приводит к полной неработоспособности механики.
Третий вариант
Третий вариант, не плох и не хорош. Пианино стояло без использования, механику не обслуживали, инструмент не настраивали.
Довольно часто в таких инструментах можно встретить высохшую механику. Дерево, из которого сделаны ее детали слегка подсохло, в результате шурупы крепящие множество деталей перестали создавать достаточное усилие.
Как результат многие молоточки и детали механики люфтят или без усилий двигаются (шатаются). Играть на таком инструменте, разумеется, нельзя.
Для человека впервые встречающего механизм пианино и в первом и во втором и в третьем случае механика будет выглядеть одинаково, и иметь одинаковые неисправности.
Но в первых двух случаях от пианино действительно необходимо отказаться, а в последнем достаточно подтянуть шурупы деталей механизма и фортепиано будет в прекрасной форме.
Вариантов развития событий намного больше. Конечное состояние инструментов и их механизмов тоже может быть разным. Разными могут быть степени износа и неисправности.
Опыт специалиста, при осмотре механики, необходим именно для того, чтобы оценивая ресурс или износ акустического пианино, найти причины неисправностей и (самое важное) если они легко устранимы – рекомендовать инструмент к покупке.
Человек со стороны по косвенным приметам может определить только вероятность проблем связанных с механикой. Но вероятность не означает, что эти проблемы действительно есть.
Например, следы моли в виде неровно съеденного сукна в верхней части рамы, говорят о том, что моль в инструменте была и действительно могла испортить механику, но не гарантируют, что она это сделала.
Состояние струн
При перевозке пианино зимой, или при хранении в условиях повышенной влажности на нижней части струн басового и тенорового регистра может появиться налет ржавчины.
Степень его бывает разной. От еле заметной рыжеватой пыли, до коросты, которая и выглядит и ощущается пальцами как грубая наждачная бумага.
Сильно ржавые струны, это результат того, что инструмент долго находился в условиях повышенной влажности или испытывал регулярные перепады температуры с образованием конденсата.
Высокая степень окисления, это само по себе крайне негативный фактор. От пианино с таким дефектом струн необходимо отказаться.
Слабый налет ржавчины, одной из причин которого может быть перевозка пианино зимой, в принципе тоже не очень хороший показатель, но если во всем остальном инструмент хорош, этот налет не помешает работоспособности.
Другими словами слабый налет ржавчины не может быть самостоятельным фактором оценки. Оценивать пианино с такой особенностью необходимо в комплексе, что может сделать только профессионал.
Если быть категоричным, то я обычно не рекомендую покупать б у пианино со следами ржавчины на струнах. Есть риск, что при настройке (увеличении нагрузки) одна или несколько струн могут порваться.
Однако если инструмент очень Вам нравится или другие варианты недоступны, или если все остальные осмотренные фортепиано хуже — необходимо пригласить мастера для оценки этого пианино.
Скрытые неисправности
Даже опытный мастер не всегда сходу может найти причину неисправности. Для точного выявления дефектов отдельных деталей иной раз может потребоваться значительное время и частичная разборка инструмента.
Однако бывают случаи, когда поиск дефектов и не нужен.
Обладая большим опытом проблему можно услышать.
По особенностям нажатия отдельных клавиш, звучания отдельных нот или призвукам мастер способен предположить в каких деталях могут скрываться неисправности и насколько серьезный ремонт может потребоваться.
Лучший способ гарантировать удачную покупку пианино
Дополнительная оценка пианино настройщиком это и дополнительная гарантия успешной покупки.
А Ваше собственное знание предмета, это дополнительная защита от недобросовестных настройщиков.
И то и другое вместе, это самый лучший способ гарантировать покупку наилучшего из возможных пианино и по минимальной цене.
Выбирая пианино без настройщика, отчасти придется рассчитывать на везенье (ресурс вирбельбанка и стабильность держания строя кроме настройщика никто оценить не сможет) и осматривать намного больше инструментов перед покупкой в поисках идеального варианта.
То есть инструмента с безукоризненно сохранившимися деталями, полностью исправной даже на первый взгляд механикой, а так же в идеальных условиях хранения.
Нужен ли настройщик при выборе пианино (видео)
P.s.
Есть дефекты и неисправности пианино, которые может выявить практически любой человек. Их описание и демонстрация были в статьях «На что обратить внимание» и «Оценка технического состояния — продолжение».
Есть примеры неисправностей сложно или легко устранимых, которые может заметить только мастер и о которых я рассказал здесь.
Но есть и те дефекты, которые может определить человек со стороны, но связаны они с частичной разборкой корпуса и снятием механики.
О них и пойдет речь в следующем материале «Выбор пианино бу – скрытые дефекты».