Классическое пианино и электронное это два разных инструмента. Выбирать между ними необходимо со знанием цели к которой стремишься.
При покупке пианино у тех кто сталкивается с этим инструментом впервые возникают 3 вопроса:
- Какое выбрать цифровое или классическое?
- Где купить?
- И последний, уже после того как получен ответ на первый вопрос, как выбрать из всего многообразия моделей, чтобы получить максимально хорошее пианино не выходя за рамки запланированного бюджета?
Приоритеты. Какое пианино выбрать? Цифровое или классическое?
Объективно ответить на этот вопрос практически невозможно. У кого ни спросишь, каждый хвалит то к чему привык, находит, вполне убедительные и действительно серьезные, аргументы.
Редко можно услышать о недостатках того или иного инструмента от человека который на нем с удовольствием играет. И неверно было бы обвинять его в утаивании правды или даже преднамеренном обмане. Просто достоинства выбранного пианино с лихвой перекрывают эти самые недостатки, которые, в свою очередь, становятся практически неважными и незаметными.
Поэтому, для того, чтобы получить ответ на вопрос какому, цифровому или акустическому, отдать предпочтение, прежде всего необходимо понять, что же Вы хотите получить в итоге? Каким должен быть результат покупки пианино?
Цели и результаты
Цель большинства неопытных покупателей пианино, это научиться играть самим или научить ребенка поступившего в музыкальную школу. Но результат учебы может быть очень разным.
Дело в том, что, несмотря на сильную схожесть и еще более сильное желание, производителей цифровых фортепиано, приблизить свои инструменты к классическим пианино и роялям, пока это очень разные инструменты.
Действительно близки к классическим только очень дорогие электронные инструменты купить которые может себе позволить далеко не каждый.
Главные отличия цифровых фортепиано от акустических
Основных отличий два.
Это звук (впрочем отношение к красоте звука еще более спорная тема, чем отношение к самим инструментам).
И ударный механизм фортепиано.
Именно способ извлечения звука посредством удара молоточка по струне позволяет получать тихие «piano» и громкие «forte» звуки, однако это объяснение очень приблизительно и упрощено.
При игре на фортепиано пианист очень тонко чувствует как ведет себя молоточек, как он бьет по струне и отскакивает от нее, все это отдается в клавише инструмента.[/one_half_last]
Музыкант ощущает не вес клавиши, а именно поведение молоточка и всего механизма клавиши. Его работа ощущается пальцами пианиста на всем протяжении нажатия и отпускания клавиши.
Пианист чувствует механизм и за счет тончайших нюансов управления им работает со звуком.
Это практически невозможно применить на цифровом пианино или рояле. Работа со звуком отдана тут на откуп компьютеру а вся похожесть, которой может похвастаться электронный инструмент, это «Молоточковая клавиатура», которая должна полностью имитировать динамику работы клавиш.
Не стану утверждать категорично, не так часто я встречаюсь с электронными пианино, но ни один инструмент из всех, что я видел не соответствовал утверждению «Полностью имитирует динамику работы клавиш». Эта механика не справлялась даже с имитацией работы механики пианино, не говоря уже о рояле.
Именно техника игры на классическом пианино, которой пианист учится, позволяет ему впоследствии профессионально работать со звуком инструмента. А если учитывать и то, что молоточковая клавиатура установлена далеко не на всех инструментах…
Есть клавиатура взвешенная имитирующая только вес клавиш обычного инструмента, есть и те которые вообще не отличаются от клавиш синтезатора.
Невозможность изучать и осваивать технику игры при обучении на цифровом пианино и является, на мой взгляд, самым большим недостатком электронного инструмента.
Главное, чтобы совпали ожидания и реальность
Покупая цифровое пианино и обучаясь играть только на нем, можно научиться играть на цифровом пианино. После такого обучения играть на классическом конечно можно, но вряд ли возможно действительно понять и использовать принципы работы со звуком.
Обучаясь же на классическом, перейти впоследствии на цифровое достаточно легко, а компенсировать недостатки самого инструмента, используя возможности компьютера намного проще. Тем более когда эти недостатки видны и слышны Вам как профессионалу.
Возвращаясь к вопросу, каким должен быть результат покупки пианино?
- Если Ваша цель научиться или научить своего ребенка профессионально играть на фортепиано и образование получать профессиональное — единственный вариант, это покупка классического (непременно исправного*) пианино.
- Если цель, это обучение ребенка в музыкальной школе и занятия дома, то без классического, исправного и настроенного инструмента не обойтись. Занимаясь дома на электронном, а в школе на классическом и сдавая экзамены на рояле, ребенок может столкнуться со множеством трудностей.
- Если целью является просто получение начального музыкального образования с помощью домашнего репетитора, получения опыта игры и изучения нескольких произведений, и/или просто занять ребенка музыкой то вполне сгодится и электронный инструмент.
- Если же у Вас нет цели, непременно научиться играть на фортепиано, но есть тяга к творчеству, новым экспериментам, есть желание попробовать себя в новой области, и все это напрямую связанно с музыкой — лучший вариант — покупка цифрового пианино.
Речь, разумеется, идет только о начальном образовании, и о тех, кто сталкивается с фортепиано впервые.
Цифровое пианино имеет массу достоинств, от отсутствия необходимости регулярной настройки до впечатляющих возможностей реализации творческих способностей. Но оценить и использовать, эти достоинства, во всем их многообразии и полноте, на мой взгляд, способен только человек отучившийся на классическом пианино и лишь расширяющий свои границы с помощью цифрового фортепиано.
Хотя бы в силу бОльшего опыта, ведь такой человек играет на двух инструментах.
К слову, мое мнение, это мнение не музыканта, а фортепианного мастера и основано оно не только и не столько на собственных ощущениях и вкусах, сколько на беседах с пианистами, музыкальными педагогами и просто любителями фортепианной музыки.
Впрочем оно (мнение) тоже, вряд ли может считаться беспристрастным, поскольку работаю я именно с классическими «живыми» пианино и роялями.
Читать далее, где купить и как выбрать классическое акустическое пианино
*P. S. Есть еще один результат обучения игре на фортепиано. И результата этого начинающие ученики добиваются не настолько редко как хотелось бы.
Очень часто результатом обучения становится сильнейшая неприязнь к фортепиано и сожаление о потерянном времени.
Причиной тому является просто неисправный инструмент. Подробнее о том как потерять желание играть и возненавидеть свое пианино читайте в статье «В лесу родилась елочка или как свести с ума медведя».
Статья, конечно хорошо, но думаю и здесь не лишним будет совет. Если Вы решили остановить свой выбор на классическом пианино, покупайте пианино непременно исправное и сразу же настройте его. Только исправный инструмент позволит не только получить пользу, научиться играть, но и делать это с удовольствием. Данный совет, актуален для тех, кто планирует приобрести пианино с рук.
Цикл статей о том как найти хорошее б. у. пианино — Как выбрать и купить пианино б.у.