Домой / Блог настройщика / Мифы и заблуждения / Мифы — Хорошее пианино держит строй несколько лет и его не нужно настраивать.

Мифы — Хорошее пианино держит строй несколько лет и его не нужно настраивать.

nastroika-pianino-imgmif

Данное заблуждение распространено не сильно. Однако если человек  уверен, что это именно так, то в большинстве случаев его пианино редко бывает в настроенном состоянии. Причина проста. Человек с такими убеждениями твердо знает, что раз или даже два раза в год пианино приходится настраивать либо потому что оно плохое, либо потому, что сам настройщик плохой.

Проблема в том, что заблуждение это совершенно не связано с опытом игры на фортепиано. Встречается оно и у тех, кто окончил музыкальную школу много лет назад, но не стал пианистом, и у профессиональных преподавателей фортепианной музыки.

Причин его возникновения несколько.

Во-первых, это незнание устройства инструмента, и процессов происходящих в пианино на протяжении многих лет.

Во-вторых – смена климата или микроклимата (перевозка пианино или переезд человека).

В-третьих — исключительные случаи, когда фортепиано хранилось в очень комфортных условиях.

Устройство и строй фортепиано.

Главная причина того, что пианино со временем теряет чистоту строя, это не колки, с помощью которых натягиваются струны. Главная причина в свойствах дерева принимать и отдавать влагу, а так же менять свою форму в зависимости от влажности.

Если деревянная деталь мала, то и изменения формы будут микроскопическими. Но если деталь велика, как например дека пианино или рояля, то изменения формы этой детали можно заметить даже невооруженным взглядом.

Примером может быть деревянный косяк или дверь, которая сделана из натурального дерева. В зимний и летний период ведет себя она и открывается по-разному.

А поскольку дека фортепиано имеет форму купола, то и изменение формы заключается в увеличении или уменьшении этого купола в зависимости от времени года и влажности.

Пианино в разрезе

1 — колок (вирбель). 2 — струна. 3 — штег. 4 — дека.

Следствием этого уже является разная нагрузка на струны.

Если настроить пианино зимой, когда дека максимально высушена, то весной и летом дерево наберет влаги, купол увеличится, а с ним и нагрузка на струны станет выше, соответственно и строй тоже станет выше.

И наоборот. Если пианино настроить летом, когда влажность максимальная, со временем дека высохнет, упадет нагрузка на струны и строй понизится.

Неравномерность расстраивания фортепиано связана с тем, что деревянная дека, имея большую площадь, в разных точках деформируется по разному.

В центре, где купол максимальный, колебания ее формы, в зависимости от времени года, значительно больше, чем по краям. Из-за этого центральный регистр всегда расстроен сильнее, чем басовый или дискантовый.

Добавив к этому другие процессы, микро-деформации корпуса, изменение положения струн при натягивании их увеличивающимся куполом, изменение положения колков становится понятным, почему все фабрики в сопроводительных документах к фортепиано указывают минимальное количество настроек в год не менее двух.

Более подробно об устройстве и влиянии различных факторов на строй фортепиано читайте в статье «Почему расстраивается пианино»

Очень редко встречаются исключения. Когда фортепиано расстраивается значительно медленнее. Связано это с определенными условиями хранения инструмента, но об этом чуть ниже.

Смена климата или микроклимата

Очевидно, что чем меньше амплитуда климатических изменений в определенном регионе, тем в меньшей степени будет меняться и дека фортепиано. Соответственно и степень расстроенности и количество времени для того чтобы пианино расстроилось тоже будет разным.

Представим ситуацию. Человек долго жил в месте, где относительная влажность воздуха в течение года более или менее стабильна. Имел фортепиано. Переехал в климатическую зону, где перепады намного заметнее. Перевез с собой и инструмент.

Пианино или рояль приходится настраивать чаще. Не зная устройства и особенностей фортепиано, этот человек может сделать только один вывод. Там откуда он переехал настройщики лучше, чем здесь.

Вариант второй.

Его пианино не выдержало смены климатических зон. Рассохлось и пришло в негодность. Этот абстрактный человек покупает другое. Однако условия хранения не изменились. Пианино расстраивается намного быстрее чем то, к которому он привык, живя на прежнем месте.

Еще один вывод. Раньше пианино делали лучше, чем сейчас. Особенно вероятен такой вывод если первое пианино было намного старше.

Зная причины, по которым фортепиано расстраивается, не трудно понять, что эти выводы ошибочны.

Разумеется, и квалификация настройщиков, и качество изготовления пианино может быть разным. Но гораздо чаще причиной менее стабильного строя является либо изменение условий хранения, либо неисправность инструмента.

Однако изменение условий хранения, это не только переезд в иную климатическую зону. На самом деле даже смена этажа, переезд из частного дома в квартиру или наоборот, и даже перестановка пианино внутри одной комнаты может изменить условия хранения фортепиано.

Что, в свою очередь, может привести к более частым настройкам.

Подробнее об этом в материалах по уходу за пианино, где Вы найдете несколько простых правил позволяющих добиться максимального срока службы фортепиано.

Исключительные случаи

Крайне редко встречаются случаи, когда может показаться, что пианино или рояль действительно держат строй на протяжении нескольких лет, практически не расстраиваясь и удивляя даже настройщиков.

Такое возможно из-за особых условий хранения фортепиано.

Необходимо понимание, что для настройщика или пианиста расстроенное пианино может звучать по разному.

Настройщик работает с определенными интервалами (кварта, квинта, терция, секста, октава), а так же с камертоном. Камертон (вернее количество колебаний, которое он выдает), это константа. Величина неизменная и количество колебаний струны ноты «ля» должны соответствовать количеству колебаний камертона.

Все остальные звуки настраиваются относительно ноты «Ля». Нота «Ми» настраивается по ноте «Ля». «Си» по «Ми». «Фа» по «Си» и так далее. То есть для настройщика любое несоответствие, будь то высота самой ноты «Ля» или интервала между двумя другими нотами недопустимы.

Чем больше несоответствий, тем сильнее расстроен инструмент в глазах настройщика. Пределы различий в количестве колебаний каждой струны для настройщика очень незначительны.

Пианист оценивает состояние строя другими характеристиками. Для него важна гармоничность аккордов, соответствие их его ожиданиям. Привязки к конкретным звукам для него нет. Есть профессиональная память. Знание как должны звучать сочетания звуков. Пределы различий в количестве колебаний определенной ноты тут значительно больше.

То есть вполне вероятна ситуация, когда для пианиста инструмент звучит удовлетворительно, но настройщику уже будут заметны расхождения в правильности строя.

Дека любого пианино, в зависимости от времени года и влажности воздуха в разные периоды, изменяется, соответственно и изменение высоты строя пианино происходит тоже. Но чем меньше негативных факторов влияющих на инструмент, тем равномернее происходят изменения.

В идеальных условиях даже амплитуда изменений примерно одинакова.

Происходит примерно следующее. Допустим, пианино было настроено зимой.

Весной дека увеличилась, и строй средних октав клавиатуры незначительно изменился. Пианино, по сути, расстроено, средний диапазон инструмента не соответствует нижнему и верхнему регистру.

К зиме дека высохла и встала на прежнее место. Строй выровнялся и стал лучше чем летом. То что он стал хуже, чем непосредственно после настройки незаметно.

За год пианино расстроилось и в силу других причин. Микро-деформация колков, релаксация струн и другие процессы происходят в любом случае. Но их влияние на строй исправного пианино намного меньше, чем влияние деки и менее заметны.

Так, постепенно пианино теряет строй, «уходит от камертона» все ниже, но интервалы остаются в приемлемом виде. Пианино расстраивается «равномерно». А изменения эти незаметны.

Если человек сталкивался с таким фортепиано (а особенно если он долгое время играл на этом инструменте) у него вполне может сложиться негативное отношение ко всем другим фортепиано, с которыми он имеет дело сегодня.

Ведь они расстраиваются намного быстрее!!!

На самом деле это не инструмент расстраивается быстрее, это количество факторов влияющих на стабильность строя больше.

В большинстве современных квартир этих факторов огромное количество. Особенности отопительной системы, сквозняки. Различный уровень влажности в зависимости от этажа, наличия или отсутствия пластиковых окон, и даже вариантов отделки помещений.

Однако современные пианино и рояли прекрасно чувствуют себя в разных условиях, если соблюдать определенные правила ухода за ними.

Настройка, это часть ухода. Регулярное обслуживание фортепиано сохранит его намного лучше, чем установка в угол и настройка раз в 5 лет.

Ситуации, пример которых был выше, есть демонстрация того, что инструмент, не расстраивающийся годами это заблуждение, превратившееся в миф, основанный на очень редких исключениях.

Частота настройки фортепиано это параметр определяемый, прежде всего, игровой нагрузкой на инструмент.

Независимо от того используется инструмент или нет, практически все сопроводительные документы к любому новому пианино или роялю рекомендуют настраивать инструмент не менее 2-х раз в год. Старым, подержанным, но исправным инструментам этого количества тоже вполне достаточно.

Если есть желание видеть и слышать свой инструмент в идеальном состоянии, следовать этим рекомендациям необходимо обязательно!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*